«О специальной оценке условий труда» (СОУТ)

Специальная оценка введена вместо существовавшей процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда с сохранением ее основных положений, вместе с тем имеется ряд нововведений.

В связи с вводом специальной оценки условий труда появились положения, которые  могут ущемлять права работников и приведут к снижению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Во-первых, с 01 января 2014 года периоды работы, предусмотренные Списками №1и №2, а также «малыми» списками, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем дополнительных взносов в пенсионный фонд  РФ. При этом условия назначения досрочных пенсий применяются в случае, если класс условий труда соответствовал вредному и (или) опасному, установленному по результатам специальной оценки.

Во-вторых, внесены существенные изменения в ст. ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. Ранее она устанавливалась также для классов 3.1 и 3.2.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Ранее устанавливалась и для класса 3.1.

Согласно статье 147 ТК РФ, теперь установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 4 процента тарифной ставки (оклада).

 

 

Следует отметить, что законом о специальной оценке предусматривается возможность снижения на одну степень класса (подкласса) условий труда в  случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, а по согласованию с Роспотребнадзором - более чем на одну степень.

Изменения коснулись и порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. По заявлению профессиональных союзов она будет осуществляться на платной основе за счет средств заявителя. Ранее данная экспертиза проводилась бесплатно (как государственная  услуга).

Появился механизм декларирования соответствия условий труда нормативным требованиям, т.е. в случае, когда экспертом на рабочем месте не идентифицированы опасные и вредные производственные факторы, работодатель подает в Гострудинспекцию декларацию о соответствии условий труда. Срок действия декларации 5 лет.

В тексте закона о специальной оценке условий труда профсоюзы упоминаются многократно. Нам дано право требовать от организаций, проводящих специальную оценку, предоставления обоснований результатов оценки, участвовать в работе комиссий, выступать с мотивированными предложениями о проведении внеплановой специальной оценки, обращаться в государственную экспертизу, осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением закона о специальной оценке, обжаловать ее результаты в судебном порядке.

Решение вышеуказанных положений ухудшающие положение работников в части получения ими льгот и компенсаций возможно и необходимо решать через коллективные договора лечебных учреждений, трехсторонние соглашения и т.д.