Отраслевое Соглашение по учреждениям здравоохранения, подведомственным департаменту здравоохранения на 2015-2017г.г.

 

Отраслевое Соглашение

по учреждениям здравоохранения,  подведомственным департаменту здравоохранения Воронежской области на 2015-2017 г.г.

 

1.                  Общие положения.

 

1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее – Соглашение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19.04.1991  №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Трехсторонним Соглашением между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014-2016 годы, и другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области, направленными на обеспечение трудовых, социально- экономических и профессиональных прав и интересов работников здравоохранения.

 

1.2.  Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в учреждениях, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области (далее – учреждения здравоохранения).

 

1.3. Сторонами, заключившими данное Соглашение,  являются:

-      департамент здравоохранения Воронежской области (далее – департамент);

-      Воронежская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ (далее – Профсоюз), представитель интересов работников здравоохранения.

 

1.4.  Соглашение распространяется на работников учреждений здравоохранения, в которых имеются первичные организации отраслевого Профсоюза, и используется при заключении коллективных и трудовых договоров.

 

1.5. Обязательства и гарантии Соглашения не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников здравоохранения Воронежской области.

 

1.6. Соглашение является основой для заключения коллективных договоров в учреждениях здравоохранения, а также учитывается при принятии нормативных правовых актов в Воронежской области по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

 

1.7. Внесение изменений и дополнений в Соглашение производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Содержание изменений и дополнений в Соглашение доводится до сведения работников, выборных органов организаций Профсоюза и работодателей. Изменения и дополнения вступают в силу с момента подписания их Сторонами.

 

1.8. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и  улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.

 

1.9.  Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока  его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

 

1.10. В случае реорганизации Сторон Соглашения, принятые ими обязательства переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения.

 

1.11. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля стороны Соглашения ежегодно предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения Соглашения.

 

1.12. Информация о выполнении Соглашения рассматривается на совместных заседаниях департамента и Президиума областного комитета Профсоюза, с оформлением соответствующего решения.

 

1.13.  Соглашение вступает в силу с 01.01.2015г. и действует в течение 3-х лет.

          Переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2017 года. В случае, если ни одна из сторон Соглашения до 1 октября 2017 года не заявила о начале переговоров по разработке и заключению нового Соглашения, настоящее Соглашение считается продленным до 31 декабря 2020 года (т.е. еще на три года).    

 

2.                  Социальное партнерство.

 

2.1.  В целях совершенствования на территории Воронежской области системы защиты  трудовых прав работников здравоохранения, устранения и предупреждения нарушений трудового законодательства, усиления взаимодействия работодателей и профсоюзов Стороны совместно:

 

2.1.2.Содействуют реализации принципов Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевого соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации.

 

2.1.3 Считают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства, заключение коллективных договоров в учреждениях здравоохранения.

 

2.1.4. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в  работе по их урегулированию.

 

2.1.5. Содействуют созданию и деятельности первичных организаций Профсоюза в у учреждениях здравоохранения.

 

2.1.6. Организуют обучение руководителей и работников по вопросам социального  партнерства, трудового законодательства, охраны труда.

 

2.1.7. Предоставляют друг другу необходимую информацию по вопросам социально-экономического характера, регулируемым настоящим Соглашением.

 

2.1.8. Включают для проведения взаимных консультаций представителей профсоюза в состав рабочих групп по подготовке нормативных правовых актов, программ, затрагивающих социально-экономические, трудовые права работников здравоохранения.        

 

2.1.9.Принимают меры по обеспечению работодателями и первичными организациями Профсоюза выполнения установленных данным Соглашением социальных гарантий работникам и их семьям, не ограничивая работодателей в расширении этих гарантий в пределах собственных средств учреждений здравоохранения.

 

2.1.10. Сотрудничают на паритетных началах при решении социально-экономических проблем по защите социально-трудовых прав работников учреждений здравоохранения.

 

2.2. Департамент:

 

       2.2.1. В соответствии со ст. 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает условия для участия представителей Профсоюза в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников учреждений здравоохранения.

 

      2.2.2. Направляет в организацию Профсоюза проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников учреждений здравоохранения, и принимает их с учетом мотивированного мнения Профсоюза.

 

2.3. Профсоюз:

 

       2.3.1.Способствует реализации данного Соглашения и взаимодействует с  работодателями учреждений здравоохранения на принципах социального партнерства.

 

        2.3.2.Оказывает практическую помощь работодателям и выборным органам организаций Профсоюза в разработке и принятии коллективных договоров, соглашений.

 

        2.3.3.Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

 

        2.3.4.Принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, отстаивает интересы членов профсоюза. 

 

3. Трудовые отношения.

 

3.1.  При регулировании трудовых отношений Стороны договорились, что:

 

3.1.1. Трудовые отношения между работником и работодателем регулируются действующим трудовым законодательством, настоящим Соглашением, коллективным договором и  трудовым договором.

 

3.1.2.  При приеме на работу с работником в соответствии со ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации заключается трудовой договор в двух экземплярах в письменной форме. Изменение условий трудового договора производится по соглашению сторон трудового договора путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме. Условия трудового договора, дополнительного соглашения не могут ухудшать положение работника, определенное трудовым законодательством, коллективным договором учреждения.

 

3.1.3.  Срочные трудовые договоры могут заключаться с работниками, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в соответствии со статьями 58, 59 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

3.1.4.  Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм и условий оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации. О введении новых норм и условий оплаты труда работники должны быть извещены письменно не позднее, чем за два месяца.

 

 

 

4. Рабочее время и время отдыха.

 

4.1. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников учреждений здравоохранения определяется законодательством Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждений. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются с учетом мнения выборного органа первичной организации Профсоюза.

 

4.2. Нормальная продолжительность рабочего времени работников учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), для медицинских работников – не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», иными нормативными правовыми актами, действующими в части, не противоречащими трудовому законодательству.

 

4.3.  Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании Отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

          Продолжительность рабочего времени работника, работающего во вредных условиях труда, с его письменного согласия, оформленного отдельным соглашением к трудовому договору,  может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации. Размер и условия ее выплаты определяются в порядке, установленном законодательством для оплаты сверхурочной работы.  

 

4.4.  Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, продолжительность рабочего

        времени устанавливается не более 35 часов в неделю.

 

4.5. Работодатели имеют право привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника для сверхурочной работы в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации или с согласия работника для работы по совместительству, оформленной по отдельному трудовому договору.

 

4.6.  В течение рабочего дня (смены) работодатель предоставляет работникам перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут. Время предоставляемого перерыва и его конкретная продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. В рабочее время указанные перерывы не включаются.

На тех работах, где по условиям труда перерыв для отдыха и питания установить невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также место для отдыха и приема пищи устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

 

4.7. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

4.8.   Продолжительность работы (смены) в ночное время устанавливается в соответствии со статье 96 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

4.9. Работникам  предоставляются ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 календарных дней в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

4.10. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:

 

 4.10.1. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – в соответствии с приложением к коллективному договору, разработанному с учетом:

-     приказа Минздрава России № 225, Минобороны России № 194, МВД России № 363, Минюста России № 126, Минобразования России № 2330, Минсельхоза России № 777 и ФПС России № 292 от 30.05.2003 «Об утверждении перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда»;

-     постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»;

-     постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974  № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»;

-     Трудового кодекса Российской Федерации.

Минимальная продолжительность данного вида отпуска составляет не менее 14 календарных дней.

В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается:

-     фактически отработанное в соответствующих условиях время;

-     время нахождения работника на повышении квалификации с отрывом от работы и с сохранением места работы (должности);

-     время нахождения работника в служебной командировке.

 

4.10.2. Работникам учреждений здравоохранения за непрерывный стаж работы (свыше 3 лет) предоставляется отпуск продолжительностью три дня, в том числе:

-        врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей). При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) для предоставления дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска засчитывать время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей- терапевтов и участковых врачей-педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков);

-        врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи;

-        старшим врачам станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, участковым сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков;

-        лицам из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, перешедшим на должности среднего медицинского персонала по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, или на работу в качестве старших фельдшеров подстанций скорой и неотложной медицинской помощи;

-        среднему медицинскому персоналу выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;

-        водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи;

-        фельдшерам, работающим на 1 января 1991 года на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.

 

4.11. Работникам, являющихся научными работниками, имеющим ученую степень доктора наук предоставляется отпуск продолжительностью 48 рабочих дней, кандидата наук – 36 рабочих дней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994г. №949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень».

 

4.12. Работникам с ненормированным рабочим днем.

Продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и устанавливается не менее трех календарных дней.

 

4.13. Работникам, осуществляющим педагогическую деятельность, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

 

4.14. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

4.15. Помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных трудовым законодательством, работникам могут предоставляться иные дополнительные оплачиваемые отпуска, размер и порядок оплаты которых определяются коллективным договором.

 

4.16.  Работодатель может предоставлять работникам, по письменному заявлению, отпуск без сохранения заработной платы в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями коллективного договора.

 

4.17. Работникам, имеющих детей-инвалидов, работодатель предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время.    

 

 

5. Оплата труда.

 

5.1.Стороны совместно обязуются:

 

5.1.1. Осуществлять постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы, перечислением  страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. Не допускать фактов задолженности по заработной плате и уплате страховых взносов.

 

5.1.2. Обеспечивать в рамках своей компетенции реализацию комплекса мер при разработке нормативных правовых актов Воронежской области по формированию эффективной системы государственных гарантий в части осуществления трудовых и профессиональных прав работников, оплаты их труда, повышения реального содержания заработной платы.

 

5.2. Департамент обязуется:

 

5.2.1.  В пределах своих полномочий обеспечивать дифференциацию заработной платы работников учреждений здравоохранения в зависимости от квалификации работника, количества, качества и условий выполняемой работы.

 

5.2.2. Обеспечивать поэтапное доведение заработной платы до уровня средней заработной платы в целом по области в соответствии с утвержденным планом  мероприятий («дорожной картой»), направленных на повышение эффективности здравоохранения Воронежской области.

 

5.2.3. Обеспечить финансирование индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с установленными законодательством полномочиями. Направлять ее на увеличение окладов работников здравоохранения.

 

5.3. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:

 

5.3.1. Вносить изменения и дополнения в локальные акты в части оплаты труда в порядке, установленном трудовым законодательством, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

5.3.2. Создавать условия для оплаты труда на основе «эффективного контракта» с работниками в зависимости от результатов и качества их труда, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений, повышения качества оказываемых услуг.

 

5.3.3. При введении «эффективного контракта» заключать в порядке, установленном трудовым законодательством, дополнительные соглашения с работниками учреждений здравоохранения в целях конкретизации трудовых функций по соответствующим должностям, установления показателей, критериев, условий и размеров осуществления выплат стимулирующего характера.

 

5.3.4. При установлении и реализации систем оплаты труда исходить из того, что система оплаты труда работников учреждений здравоохранения, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, включающая размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, утвержденным приказом департамента от 27.11.2014г. № 2607 и Положением об оплате труда работников казенных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Воронежской области, утвержденным приказом департамента от 27.11.2014г. № 2608.

            Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

5.3.5. Предусматривать в Положении об оплате труда надбавку к окладу (должностному окладу) за работу в учреждении (структурном подразделении учреждения), расположенном в сельской местности.

 

5.4. Работодатели обеспечивают:

 

5.4.1. Выплату заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

 

5.4.2. Выплату денежной компенсации работнику за нарушение установленного срока выплаты заработной платы в соответствии с трудовым законодательством (ст. 236 ТК РФ).

 

5.4.3. Предоставление по запросу выборных органов первичной профсоюзной организации необходимой информации о средствах, направляемых на заработную плату, а также о начислении и выплате ее работникам учреждений здравоохранения.

 

5.4.4. Дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.

 

5.4.5. Установление действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников от объема и качества медицинской помощи в рамках перевода работников на эффективный контракт.

 

5.4.6. Дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения – не более 40%.

 

5.4.7. Установление или изменение заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

 

5.4.8. Установление размеров окладов (должностных окладов) работников на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

           Фиксированный размер оклада (должностного оклада), установленный работнику за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности, квалификации за установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре с работником.

 

5.4.9.    Оплату труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

              Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации, и не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями.

              Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.

 

5.4.10.  Оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

              При наличии финансовых средств доплата за работу в ночное время производится в размере до 50% части оклада (должностного оклада); работникам, осуществляющим оказание экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи,- до 100% части оклада (должностного оклада).

              Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

 

5.4.11.  Установление размеров и условий осуществления выплат стимулирующего характера  для работников коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

              Размеры и условия выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.

 

5.4.12.  Индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и  услуги в размере не ниже индекса роста потребительских цен, определяемого органом государственной статистики.

 

5.4.13.  Долю оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) в заработной  плате работников не менее 70% от ее общего размера.

 

5.4.14.  Оплату работникам времени приостановки работы в связи с задержкой заработной платы на срок более 15 дней как за простой по вине работодателя, а также право работников находиться во время простоя вне места работы.

 

5.5. Профсоюз:

 

5.5.1. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в части оплаты труда.

 

5.5.2. Рассматривает заявления и обращения членов профсоюза по вопросам оплаты труда, принимает меры к устранению нарушений трудовых прав работников и ставит вопросы перед соответствующими государственными органами о привлечении нарушителей действующего законодательства к ответственности.

 

6. Социальные гарантии и льготы.

 

6.1.  Стороны при регулировании вопросов в области социальных гарантий и льгот для работников учреждений здравоохранения  договорились:

 

6.1.1. Организовывать отдых и оздоровление детей работников здравоохранения.

 

6.1.2.Содействовать санаторно-курортному лечению и отдыху работников здравоохранения, принимать меры к включению расходов на указанные цели в областной бюджет;

 

6.1.3.Принимать участие в подготовке и проведении, а также финансировании культурно-массовых мероприятий, проводимых для работников учреждений здравоохранения.  

 

6.2.   Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения:

 

6.2.1.  Выплачивать сотрудникам при уходе в очередной отпуск материальную помощь в размере одного оклада.

 

6.2.2.  Обеспечивать отчисления выборным органам профсоюза средств для проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах.

            Порядок и условия выделения этих средств определяются коллективным договором.

 

 6.2.3.  Компенсировать   транспортные   расходы   медицинским    работникам,  обслуживающим население на дому.

 

 6.2.4. Осуществлять частичное финансирование летнего оздоровительного отдыха детей медицинских работников за счет доходов, полученных от платных услуг и иной, приносящей доход деятельности.

 

6.2.5.   Способствовать     проведению     медицинского     обслуживания      работников

            здравоохранения и членов их семей, выражающегося в предоставлении необходимого комплекса бесплатного диагностического исследования по показаниям.

 

6.2.6. Обеспечивать организацию питания работников учреждений, в том числе льготного, в порядке и объемах, предусмотренных  коллективными договорами.

 

 6.2.7. Оказывать материальную поддержку и предоставлять дополнительные льготы для многодетных семей, одиноких матерей.

 

6.2.8. Оказывать содействие работникам в предоставлении мест их детям в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

 

6.3. Работодатели обеспечивают:

 

 6.3.1.  Выполнение федеральных законов «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в том числе в части своевременного перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

 

  6.3.2. Сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, проведение передачи архивов правопреемникам, а в случае ликвидации учреждения здравоохранения – архивным органам.

 

  6.3.3. Возмещение в установленном законом порядке дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.

 

 

 

 

 6.4. Профсоюз:

 

 6.4.1. Оказывает методическую и практическую помощь выборным органам первичных

           профсоюзных    организаций   при    подготовке   и   заключении    коллективных

           договоров, соглашений в учреждениях здравоохранения.

 

6.4.2.  Осуществляет защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюза по вопросам оплаты труда, занятости, найма и увольнения, режима труда и отдыха, охраны труда, предоставления социальных льгот и гарантий.

 

6.4.3. Осуществляет контроль за ходом подготовки и проведения детского оздоровительного отдыха.

 

   6.4.4. Оказывает практическую помощь работникам учреждений здравоохранения при реализации их пенсионных прав.

 

6.4.5.  Осуществляет контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями учреждений здравоохранения страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

 

7. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников.

 

7.1. Стороны Соглашения считают молодыми работниками учреждений здравоохранения в возрасте не старше 35 лет (далее - молодые работники).

 

7.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в учреждениях здравоохранения являются:

-        развитие творческой активности молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования;

-        обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования и молодых работников правовой и социальной защищенностью;

-        активизация и поддержка досуга обучающихся в учреждениях профессионального образования и молодых работников, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

 

7.3. Стороны Соглашения в целях сохранения и развития потенциала эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности работников рекомендуют работодателям:

 

 7.3.1.При заключении коллективных договоров и соглашений включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников.

 

 7.3.2. Закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы в учреждениях здравоохранения. Устанавливать наставникам доплаты за работу с молодыми работниками на условиях, определяемых коллективным договором.

 

 7.3.3. Предоставлять гарантии и компенсации молодым работникам для обучения в образовательных и научных учреждениях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и коллективным договором.

 

7.3.4. Обеспечивать молодому работнику возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (не увольнять, не переводить на другое место работы без его согласия).

 

7.3.5. Содействовать созданию и работе Молодежного Совета первичной профсоюзной организации, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности учреждения.

 

7.3.6. Председателю Молодежного Совета предоставлять 1 (один) день в месяц (при необходимости) с сохранением среднего заработка по основному месту работы для выполнения общественных обязанностей в интересах молодых работников учреждения.

 

7.4. Профсоюз:

 

7.4.1. Вовлекает молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования в ряды членов Профсоюза и содействует созданию условий для реализации их профессиональных потребностей.

 

7.4.2. Оказывает молодым работникам и обучающимся в учреждениях профессионального образования необходимую помощь в защите своих трудовых, экономических и социальных прав.

 

8. Обеспечение гарантии занятости.

 

8.1.  Стороны Соглашения договорились:

 

8.1.1. Контролировать обоснованность рабочих мест, соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации учреждения здравоохранения.

 

 8.1.2. В случае реорганизации или ликвидации учреждения здравоохранения либо сокращения численности или штата работников, работодатели  информируют выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если это может привести к массовому увольнению работников,- не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. При массовом высвобождении работников работодатели обязаны письменно уведомлять не менее чем за три месяца до начала соответствующих мероприятий Президиум областного комитета Профсоюза.

 

 8.1.3. В случае увольнения работников в связи с ликвидацией или реорганизацией учреждения здравоохранения, сокращением численности или штата работников работодатели  руководствуются нормами Трудового кодекса Российской Федерации и положениями коллективного договора.

 

8.1.4. Критериями массового высвобождения работников учреждений здравоохранения считаются:

-          ликвидация учреждений здравоохранения с численностью работающих 15 и более человек;

-          окращение численности или штата работников в количестве:

       25 и более человек в течение 30 календарных дней;

       200 и более человек в течение 60 календарных дней;

       300 и более человек в течение 90 календарных дней.

     В учреждении здравоохранения могут определяться иные критерии массового высвобождения, не ухудшающие положения работников по сравнению с настоящим Соглашением, которые закрепляются в коллективном договоре. 

 

8.2. Департамент обязуется:

 

8.2.1. Увольнение руководителей учреждений здравоохранения, являющихся членами профсоюза работников здравоохранения РФ, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 части 1 статьи 81, пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, производить с предварительного согласия Профсоюза.

 

8.2.2. Принимать необходимые меры по обеспечению учреждений здравоохранения денежными средствами для совершенствования профессиональной подготовки, получения квалификационной категории, сертификата и переподготовки специалистов  высшего и среднего звена.

 

8.3.  Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:

 

8.3.1. Включать в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения, следующие льготы и преимущества для работников:

-        оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;

-        компенсацию при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством;

-        выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и менее года до наступления пенсионного возраста и др.

 

8.4. Работодатели:

 

 8.4.1. С учетом  мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определяют численность высвобождаемых работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников проводят обязательные взаимные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации и разрабатывают мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников.

 

8.4.2. Предоставляют время работнику (по личному заявлению) для поиска нового места работы с сохранением средней заработной платы. Продолжительность этого времени определяется по соглашению сторон или в коллективном договоре.

 

8.4.3. Предоставляют преимущественное право трудоустройства работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с квалификацией работника, в данное учреждение в случае создания новых рабочих мест или возникновения вакансий. Право трудоустройства может быть установлено коллективным договором.

 

8.4.4. Проводят профессиональную подготовку, переподготовку, и повышение квалификации работников за счет средств работодателя. Условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работодателем работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на весь период обучения.

 

8.4.5. При увольнении по сокращению численности или штата, помимо лиц, указанных в статье 179 Трудового кодекса Российской Федерации, преимущественное право на оставлении на работе предоставляют:

-          избранным в состав выборных органов первичных профсоюзных организаций;

-          одиноким родителям (отцу, матери), имеющим детей до 18-летнего возраста;

-          лицам предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии).

           Коллективным договором может быть расширен круг лиц на предоставление им преимущественного права на оставление на работе.

 

8.4.6. Не допускают увольнения по сокращению численности или штата работников, получивших в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, до восстановления работоспособности или установления инвалидности.

 

8.4.7. В случае реорганизации учреждения здравоохранения не допускает высвобождение работников, имеющих 3 и более несовершеннолетних детей или ребенка - инвалида.

 

8.5. Профсоюз:

 

8.5.1. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения работников, предоставления им льгот и гарантий при высвобождении.

 

8.5.2.  Оказывает бесплатную консультационную и правовую помощь выборным органам первичных профсоюзных организаций, членам профсоюза по вопросам занятости.

 

8.5.3.  Добивается включения в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставления им дополнительных льгот и компенсаций.  

 

9. Условия  и охрана труда.

 

9.1. Стороны совместно обязуются:

 

9.1.1. Ежегодно рассматривать вопросы состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма и профзаболеваемости медицинских работников, выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений.

 

9.1.2. Оказывать консультативно-методическую помощь руководителям учреждений здравоохранения в вопросах организации работы по охране труда.

 

9.1.3.  Способствовать проведению в учреждениях здравоохранения специальной оценки рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

 

9.1.4. Не допускать ввода в эксплуатацию законченных строительством  и реконструированных объектов здравоохранения без соответствующего заключения государственной инспекции труда в Воронежской области и технического инспектора труда ЦК Профсоюза работников здравоохранения по Воронежской области.

 

9.1.5. Содействовать обучению руководителей учреждений здравоохранения и их структурных подразделений, специалистов по охране труда, а также профактива по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

 

9.1.6. Содействовать созданию в учреждениях здравоохранения на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

 

9.2. Департамент обязуется определять соответствующий перечень должностей медицинских

         работников, занятие которых связано с угрозой их жизни и здоровью, и заключать государственный контракт на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников.

 

 

 

 

9.3. Работодатели обязаны обеспечивать:

 

9.3.1. Соблюдение государственных нормативных требований охраны труда в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

 

9.3.2. Учет затрат на мероприятия по охране труда и предусматривать в смете учреждения  средства на охрану труда из всех источников финансирования.

 

9.3.2. Учет и анализ производственного травматизма, общей и профессиональной  заболеваемости в учреждениях здравоохранения, разработку и контроль мероприятий по их предупреждению.

 

9.3.3.   Координацию работы по охране труда в учреждениях здравоохранения.

 

9.3.4.  Проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда (ст.212 ТК РФ).

 

9.3.5. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ).

 

9.3.6.  Обязательное социальное страхование работников учреждений здравоохранения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 212 ТК РФ).

 

9.3.7.  Приобретение комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

 

9.3.8. Создание и оборудование кабинетов охраны труда в каждом учреждении здравоохранения при численности работников свыше 100 человек (постановление Минтруда России от 17.01.2001 № 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда").

 

9.3.9.  Создание службы охраны труда в учреждениях здравоохранения с численностью 50 и  более работников или введение штатной должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области в указанных учреждениях.

 

9.3.10. Проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда с обязательным участием представителя Профсоюза, в порядке, установленном нормативными правовыми актами в области охраны труда.

 

9.3.11. Бесплатную выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в соответствии с установленными нормами специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также смывающие и обезвреживающие средства.

 

9.3.12. Хранение, стирку, сушку, ремонт и замену специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

 

9.3.13. Проведение обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, проверку знаний требований охраны труда.

 

9.3.14. Бесплатную выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда молоко или другие равноценные пищевые продукты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009  № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

 

9.3.15. Выполнение  соглашения по охране труда, являющегося неотъемлемой частью коллективного договора.

 

9.3.16. Беспрепятственный допуск представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций для проведения проверок условий и охраны труда в учреждении, независимой экспертизы условий труда, участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.

 

9.3.17. Рассмотрение представления профсоюзных инспекторов труда и (или) уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принятие мер по устранению выявленных нарушений и информирование о принятых мерах.

 

9.4. Профсоюз:

 

9.4.1.  Осуществляет контроль за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения, по выявленным нарушениям предлагает руководителям учреждений принимать меры по их устранению.

 

9.4.2. Принимает участие в государственных приемочных комиссиях при приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов здравоохранения.

 

9.4.3. Добивается включения в раздел «Охрана труда» коллективных договоров и соглашений конкретных мер по улучшению условий и охраны труда, санитарно-бытового обслуживания и  оздоровления работников.

 

9.4.4. Осуществляет учет и анализ производственного травматизма в учреждениях здравоохранения, рассматривает вопросы условий и охраны труда на пленумах, президиумах областного комитета профсоюза, профсоюзных конференциях, собраниях, заседаниях выборных органов профсоюза.

 

9.4.5.  Поощряет особо отличившихся в деле улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваний, реализации Соглашения и коллективных договоров Почетными грамотами областного комитета профсоюза, ЦК Профсоюза, дипломами и знаками ФНПР.

 

9.4.6. Осуществляет взаимодействие правового и технического инспекторов труда ЦК Профсоюза по Воронежской области с другими органами государственного надзора и контроля с целью обеспечения безопасности труда и профилактики производственного травматизма.

 

9.4.7.  Оказывает необходимую консультативную помощь работникам – членам профсоюза, руководителям и выборным органам профсоюза по вопросам охраны труда и правовой работе.

 

9.4.8.  Проводит обучение выборных органов профсоюза областной профорганизации по охране труда и вопросам трудового законодательства.

 

 

 

 

10. Обеспечение гарантий прав  Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.

 

Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:

 

10.1. Департамент:

 

10.1.1. Соблюдает права и гарантии Профсоюза в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудовым   кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», действующим законодательством Российской Федерации и не препятствует созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций в организациях здравоохранения.

 

10.1.2.  Привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей организаций здравоохранения, являющихся членами областного комитета Профсоюза, его президиума с предварительного согласия Профсоюза.

 

10.2. Работодатели:

 

10.2.1. Безвозмездно предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации в бесплатное пользование необходимые для его деятельности отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативно-правовые документы, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности первичной профсоюзной организации могут быть предусмотрены коллективным договором.

 

10.2.2. Предоставляют бесплатную информацию о деятельности организации здравоохранения, необходимую для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам.

 

10.2.3.  Ежемесячно и бесплатно по письменному заявлению работников, являющихся членами Профсоюза, удерживают и перечисляют на счет первичной профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.

 

10.2.4. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в обсуждении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.

 

10.2.5. Освобождают от основной работы членов выборных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, для участия в качестве делегатов в работе созываемых выборными органами первичных профсоюзных организаций съездов, конференций, для участия в работе их выборных коллегиальных органов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

 

10.2.6. Беспрепятственно пропускают представителей Профсоюза для реализации уставных целей и задач Профсоюза.

 

10.2.7. Рассматривают представления профсоюзных инспекторов труда о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимают меры по устранению выявленных нарушений и сообщают о принятых мерах.

 

10.2.8. Могут предоставлять уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза для исполнения возложенных на них функций  оплачиваемое свободное время в течение рабочей недели, но не менее 2-х часов в неделю с оплатой в размере исходя из среднего месячного заработка.

 

10.2.9. Увольнение уполномоченных (доверенных) лиц  по охране труда Профсоюза возможно только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

10.3. Профсоюз:

 

10.3.1. Содействует реализации настоящего Соглашения.

 

10.3.2. Осуществляет представительство и защиту профессиональных, социально- трудовых прав и интересов членов Профсоюза в судебных инстанциях.

 

10.3.3. Информирует Департамент  обо всех выявленных случаях нарушения законодательства о труде, настоящего Соглашения.

 

10.3.4. Осуществляет через выборные органы Профсоюза на местах, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, технического и правового инспекторов ЦК Профсоюза по Воронежской области контроль за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодательства.

 

10.3.5. Содействует улучшению условий труда, быта и оздоровления работников  здравоохранения – членов профсоюза и их детей.

 

10.3.6. Проводит правовую экспертизу проектов коллективных договоров, соглашений. Осуществляет контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

 

10.3.7. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюза.

 

10.3.8. Обучает профактив профсоюза работников здравоохранения РФ.

 

10.3.9.Соблюдает установленный законодательством порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов) и осуществляет действия, препятствующие  возникновению забастовки, других протестных акций в период действия настоящего Соглашения при условии его выполнения.

 

Настоящее соглашение подписано сторонами  «   »                         2014 г. в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу  и распространяет свое действие на все учреждения здравоохранения, подведомственные департаменту здравоохранения Воронежской области.

 

 

 

Департамент здравоохранения                Воронежская областная организация

 Воронежской области                              профсоюза  работников здравоохранения  РФ

 

 

 

 

Руководитель                                                          Председатель

департамента здравоохранения                Воронежской областной организации

Воронежской области                                профсоюза  работников здравоохранения  РФ

 

 

 

_________________  В.В. Ведринцев            __________________  Т.В. Сапрыкина